Итак, товарищи поклонники и фанаты серии Final Fantasy, Квадрат подарил нам еще одну качественную и замечательную игру Final Fantasy Tactics Advance. Сейчас мы попытаемся рассмотреть, что же из себя представляет данный продукт. Прежде всего нужно освятить один важный момент, - FFTA не связана с FFT, то бишь это не ответвление и не продолжение истории, рассказанной нам в FFT. Это самостоятельная игра. С оригинальной FFT ее объединяет лишь название мира, жанр и другие мелочи, о которых будет рассказано ниже.

Действие игры разворачивается в Ивалисе, но сам мир полностью отличен от Ивалиса из FFT, так как он является мечта одного из главных персонажей и здесь нет суровости средневековья, а также интриг и конспираций, но не будем забегать вперед. Обо всем по порядку. Представленный в FFTA Ивалис есть также в FF XII, причем там уже дело названием не ограничилось.

Первое, на что мы обратим внимание, так это сюжет. Хочу сразу предупредить – сюжет прост, но красив, интересен и аппелирует к таким ценностям как чувство, долг и прочие, что впрочем характерно практически для всех сказок, которой и является FFTA. Здесь нет угрюмого и сурового средневековья, на смену ему пришла пустынная, но яркая, сказочная страна, заселенная различными расами. Здесь не убийств, так как за каждым поединком следят Судьи и не допускают смертей. Правда есть локации, где власть Судей не действует и там уже сражения проходят на смерть.

Итак, первое, что бросается в глаза, так это то, что игра начинается в нашем, человеческом, обычном мире, в городке St. Ivalice, не отягощенном смесью технологий и магии… такого не было еще ни в одной FF! Но обычный и ничем не выделяющийся город является лишь прелюдией к настоящему миру, в который вам предстоит погрузится. Один из главных героев, мальчик Марш (Masrh Radiuju) попадает в Ивалис, билетом туда служит магическая книга, купленная его другом Мьютом (Mewt). Только попав в сказочный мир, Марш уже успевает вляпаться в историю, назвав представителя расы бангаа ящерицей. На помощь ему приходит Мугл Монтбланк (Montblanc), который быстро помогает тому (и нам в том числе), определяя в Клан и рассказывая о мироустройстве Ивалиса, дабы мальчишка не попал еще в какую-нибудь переделку.

Желая выбраться из странного мира обратно домой, Марш в ходе одной из клановых миссий встречает свою подругу Ритз (Ritz), что его очень удивляет – оказывается все не так, как он понял сначала, возвращаться собственно некуда, магическая книга не перенесла Марша в другой мир, она превратила мир Марша в сказочный мир Ивалис, и никто кроме друзей Марша об этом и знать не знает. Но это только начало, как оказалось Ритз не хочет менять положение дел, не хочет вновь окунаться, в скучный, однообразный и бытовой образ жизни, она хочет остаться здесь - здесь она счастлива, как впрочем и Мьют, в реальном мире у которого не было матери, поскольку она умерла, в сказочном же Ивалсе у него появилась мать. Марш не знает, что ему делать – смириться и жить в Ивалисе или постараться вернуть все на круги своя, отняв счастье у лучших друзей. Вот такая вот вовсе не детская завязка в FFTA. Дальше ничего не расскажу, поскольку не интересно будет потом играть, к тому же сюжет в тактических играх, а именно в FFT и FFFTA не является ключевой основой, как например в остальных JRPG.

В мире Ивалиса практически нет героев-одиночек, здесь распространены кланы, - объединения различных индивидов по какому-либо признаку или общей цели. Кланы выполняют задания, зарабатывая деньги и репутацию, враждуют и заключат мир. За порядком, как говорилось выше, следят закованные в латы Судьи, разъезжающие по полю боя на чокобо. Практически все игровое время уходит на сражения.

Вам дана карта мира Ивалиса, на которой расставлены небольшие макеты, отмечены города и олицетворяющие города и прочие территории зоны, куда ваш Клан будет совершать вылазки по условиям контракта. Изначально их совсем немного, но выполняя задания вы сможете открывать новые территории и что интересно, вы сами будете размещать локации на карте мира. То бишь после выполнения очередной миссии, вы получаете "в руки" макет локации, а куда вы поставите его, уже ваша забота. Расстановка имеет не только эстетический смысл - продуманная расстановка городов и локаций позволит сбалансировать походы между простыми территориями и городами, для закупки\продажи полученного добра. Также за расстановку локаций дают бонусы в виде клада, который можно найти в них.

Игровой процесс по сути остался таким же как в FFT, то бишь вы видите все в изометрической проекции и сражаетесь в пошаговом режиме. Сами же бои стали намного легче чем в той же FFT, чего стоит только отсутствие смертности персонажей в подавляющем числе боев. Это правда не означает, что вам не попадутся миссии, которые придется переигрывать. Плюс такой момент как Законы. О да, они могут потрепать нервы многим людям. Так как Законы (Laws) составляют одну из основ тактической механики FFTA.

В каждом бою присутствует величественный судья, который карает нарушающих закон и поощряет тех, кто действует по правилам местной конституции. Закон вносит следующие изменения – в каждом бою вам запрещается использовать определенные виды атак, например атаки мечами, саблями, ножами, определенной магией, умениями и т.д. Но запрещая одно, закон поощряет другое - например, использование кинжалов, магии огня или грабежа противника. Поэтому каждый бой стоит начинать с внимательного ознакомления с Законами, который назначил для данного поединка Судья. За несоблюдение одного из пунктов Закона, нарушитель получает желтую карточку, которая автоматически лишает всех заработанных Судебных Очков (Judge Points) (JP), а также может понизить характеристики персонажа или лишить каких-либо предметов. Соответственно, за следование Законам, персонаж получает по одному JP за каждый успешно проведенный удар либо заклятье. Judge Points позволяют проводить Комбо и призывать Тотемов (аналог существ призыва, из других игр FF).

Если же нарушение Закона повлечет за собой гибель противника, герой получает красную карточку и автоматически сажается в тюрьму. Заключенного наемника придется выкупать и ко всему прочему хранитель закона назначит в наказание определенное количество битв, которые заключенному придется отсидеть. Если же за решетку попадет Марш, то вы проиграете. К сожалению Законы являются методом кнута и пряника лишь для игрока и противники ведомые искусственным интеллектом тоже порой нарушают Закон - вы скажите, что это логично и правильно. Но здесь есть одно Но - в основном противник не сильно нарушает Закон, то бишь получает желтую карточку и... в этом нет смысла. Так как все "прелести" этой карточки начисляются в конце поединка, что автоматически дает вашим врагам практически полный иммунитет к Закону. Почему "практически", а не "полный"? Дело в том, что противник иногда убивает персонажа запрещенный атакой и тут же получает красную карточку, отсылая себя в тюрьму с поля боя, что уже вносит некие, реальные поправки в бой, в отличии от желтых карточек.

По сути Законы в FFTA это великий механизм баланса, который заставит вас хотите вы или нет, создавать Клан из разносортных персонажей, иначе вы просто не сможете играть и это я должен заметить очень правильное решение. Склепать Клан из вояк тяжеловесов не выйдет. Раз уж заговорили о классах, стоит отметить, что у каждой расы есть свой уникальный набор классов и умений, недоступных другим. В игре пять рас и тридцать четыре вида работы (класса), среди которых есть уже знакомые нам работы по FFT, так и созданные специально для FFTA. Выбор классов перед началом схватки очень важен, ведь может оказаться, что набранные в отряд герои не способны эффективно сражаться, поскольку некоторые враги могут быть невосприимчивы к атаками ваших воинов, либо ваши атаки могу быть запрещены Законом. В конце концов, многие Командировочные миссии требуют солдат самых разных классов.

Формировать отряд перед боем следует исходя из трех факторов – того, что Закон запрещает, того, что разрешает и наконец последним фактором, является состав вражеского отряда. Один из приятных и удачных на мой взгляд RPG-механизмов в FFTA это система заучивания способностей с предметов, которая перекочевала из FF IX. Любой меч, посох, или лук обладает специальными способностями, заложенными в него, которые вы можете использовать только экипировав данное оружие. Но стоит вам набрать необходимое оружию количество очков AP, как вы выучиваете умение с оружия и можете использовать его без того оружия, в котором оно было заложено. Кроме того, выучив нужные вам умения в одном классе, вы можете смело можете сменить класс на другой, сохранив приобретенные навыки и постигать новые – это открывает воистину интересные тактические возможности и комбинации.

Как я говорил выше, вы не единственный Клан, есть и другие и вам предстоит столкнуться с ними и вести борьбу за территории. Работу вы получаете к кабаках разных городов, там же вы всегда можете осведомиться о последних слухах, которые порой дают возможность получить дополнительные задания. Разумеется, это не бесплатно, информация стоит денег и вы платите информатору, который подкидывает вам работенку. Но и награда всегда радует, тут вам и прокачка как персонажей, так и Клана в целом, деньги и повышение репутации клана, а также различное оружие с артефактами. Кроме того, контракты на ту или иную работу бывают Простые (Simple) и Командировочные (Dispatch). В первом случает весь ваш Клан идет выполнять работу, во втором случае работа не требует вмешательства целой толпы и выполняется только одним выбранным вами наемником. Работа занимает определенное количество дней, а по истечению срока наемник возвращается и докладывает об успехе или провале. Когда вы рассматриваете какую-либо работу и выбираете солдата для ее выполнения, он оценивает работу и прикидывает, сможет ли ее выполнить, о чем свидетельствуют три позы - преклонился на колено (не справится), шагает (50 на 50), прыгает (раз плюнуть). Некоторые работы носят специфический характер и требуют определенных артефактов, для их выполнения, или классов, что право логично, ибо на работу где нужно участвовать в дуэли по стрельбе из пистолета, вы лучника не отправите. Что удобно, в отличии от FFT, выполнившие работу солдаты сами возвращаются в отряд и их не нужно забирать из того города, в котором они взялись выполнять задание.

Буквально два слова об AI - искусственный интеллект играет ведет своих солдат достаточно хорошо, но порой делает длительные паузы, перед ходом.

Теперь пару слов о графике. Если вы не знакомы с играми GBA, то сообщаю вам, что FFTA является одной из самых красивых игр для GBA и рекомендуется для покупки не только поклонникам данного жанра, как одна из самых удачных игр для GBA. И не мудрено, ведь игра красива, интересна и что самое главное – очень длинна и разнообразна. Технически, FFTA выжала из GBA практически максимум (нет тут только пожалуй видео-роликов, которые Квадрат умудрился реализовать в KH-CoM), впрочем, все и так знали, что Квадрат графическими технологиями в серии FF не брезгует.

Подводя черту, стоит обощить и назвать возможные минусы: Закон не наносит серьезных проблем противнику, когда они его нарушают, игра довольно-таки легкая и наконец - порой игра делает длительные паузы перед тем, как AI сообразит что делать и отправит солдат выполнять приказ. В общем и целом же, мы получили еще одну замечательную игру от Квадрата, надеюсь и вам она понравится.

Даты выхода и прочее:
   
Япония 13.02.03
Северная Америка 08.08.03
Платформа: Game Boy Advance

Жанр: TJRPG
Разработчик: Square Enix
Издатель: Nintendo

Автор всего раздела: Graph Vector