Сейчас мы с вами разберем на составные части второй эпизод Ксеносаги, названный в честь одноименной работы немецкого философа, Фридриха Ницше - "За гранью Добра и Зла".
Чтобы некоторые не читали все это зря, скажу сразу – если кто-нибудь из вас играет в Ксеносагу только ради одного сюжета и на игровой процесс вам плевать, то далее не читайте, ибо с сюжетом все в порядке… другое дело, что сюжетных сцен мало и все они узконаправленны на раскрытие лишь трех персонажей.

Начав игру, некоторые могут сразу заподозрить неладное, причиной тому станет как ни странно – музыка. Какие-то жутко однообразные электронные мелодии, в то время как в первом эпизоде преобладала, великолепнейшая для нашего бездарного времени симфоническая музыка, отыгранная Лондонским Оркестром, которую можно с удовольствием слушать вне игры, при условии, что вы не являетесь ненавистником симфонической музыки. Надеять на лучшее, ждать, что заиграет нечто стоящее тщетно. В игре вся музыка такая – убогие, однообразные мотивы, качеством звучания навевающие воспоминания о денди. Но, что самое интересное, - все красивые мелодии играют только во время сюжетных сцен и даже официальный OST второго Эпизода имеет следующую приписку - Movie Scene Soundtrack. Хороший ход, иначе этот OST купили бы только ради коллекции, но не прослушивания, к тому же он уместился бы на дискету. Причина почему в самой игре звучит столь слабая музыка оказалась проста - другой композитор. Та же, великолепная музыка, которая вошла в OST и которую мы слышим на протяжении сюжетных заставок, написана Yuki Kajiura, работы которой вы могли слышать например в аниме .hack. Вот такой вот странный контраст. Перейдем от звука, непосредственно к тому, с чего и стоило начинать - к картинке.

Дизайн персонажей - для продвижения игры в массы, не приемлющие стилистику аниме и «детских» персонажей, был изменен дизайн главных героев. Тут как говориться, - на вкус и цвет, кому-то понравится больше, кому-то нет. Одно радует – с Сион наконец-то сняли эти нелепые очки, которые противоречили логике игры. Ну вот скажите – разве это не бред - в мире столь всемогущих нанотехнологий, где все за счет последних выглядят молодо и могут восстанавливать части тела, носить очки? Ведь зрение уже в наши дни можно весьма неплохо лечить. Я бы не упомянул об этом, если бы это не влияло на общую концепцию мира. Далее – еще одной ошибкой локализаторов игры для американского рынка, стала смена голосов, озвучивающих персонажей. Не помню сейчас точно, сколько из них пострадали, но КОС-МОС озвучена другой девушкой, что есть большая ошибка, ибо за 40 часов первого эпизода игроки наверняка настолько привыкли к ее голосу, что воспинять другой будет сложно. Другим голосом говорит и хаос, причем человек озвучивает вроде тот же, но голос ниже.
Следующий недостаток – длинна и количество сюжетных роликов не соотнесены со временем пребывания непосредственно на игровых локациях. По сути, за весь эпизод показали 5 действительно весомых сюжетных сцен, каждая из которых шла не больше 15 минут, в то время как в первом эпизоде ролики порой достигали умопомрачительной отметки в 45 минут и на подаренных ими впечатлениях, можно было проходить любые скучные локации как на одном дыхании. Режиссура роликов связанных с действиями, как и прежде - великолепна. Многие сюжетные сцены, не связаны с каким-нибудь завораживающим зрелищем, но рассказывают нам что-нибудь интересное из прошлого персонажей, например история подразделения U.R.T.V. и института Дмитрия Юрьева. К слову если первый Эпизод крутился вокруг Сион и КОС-МОС, то во втором все закручено вокруг Рубидо и Альбидо, что не может ни радовать, ибо все персонажи раскрываются грамотно, полно и что немаловажно – в свое время.

Боевая система – с первого же взгляда становится ясно, что разработчики либо: а) прислушиваются к отзыву фанатов, б) сами умеют думать. В первом эпизоде, все боевые действия были красивыми, но через чур медленными, во втором наоборот. По сравнению с первым эпизодом, изменений более чем достаточно - бои превратились в отлаженный тактический механизм. Отныние только тактика может спасти вас на поле боя, особенно если вы решите сразиться с секретными боссами игры. Появилась система защит противника, которые нужно пробивать совместной серией комбо-атак. Что интересно, определенные противники после пробивания защиты, становятся более уязвимыми только если их завалить на землю, другие же, только если их подбросить в воздух. Изменился и Boost, который теперь играет доминирующую роль, так как без него невозможно проведение серий, когда защита противника уже пробита. Также появилась возможность менять персонажей прямо во время битвы. Сами же бои хоть и утратили в зрелищности за счет урезки всех эффектов эфира и отсутствия специализированных ударов (Tech-Attack), но стали быстрее и куда более осмысленнее и тактичнее. Теперь правильно построив комбинацию, можно вынести босса с двух заходов, а то и вовсе с одного. Появилось и такое нововведение как Двойные удары, призванные вернуть в бои былую зрелищность, нежели сокрушить противника, ибо урон он них не поражает воображение, а использовать их можно лишь единожды за битву. Также, вы теперь можете комбинировать эфирные атаки, соединив например Medica 2 и Medica 2, получая на выходе - Double Medica 2.
К слову местами сложность боев несоразмерна. Если в начале игры вы выносите всех как детей, то в конце игры, (если вы конечно долго и упорно не прокачивали партию) вы будете думать, что разработчики тоже любят пошутить. Пять рыцарей Ормуса с удовольствием покажут вам, что жить, не всегда так просто, если же вам повезет столкнуться всего с четырьмя рыцарями, но с двух сторон, можете смело перезапускать приставку. А каким же будет ваше удивление, когда гуляя по Omega System и разбив очередной кристалл в поисках предметов, оттуда выскочит дубина стоеросовая на лошади с 12.000 HP, которая при критической отметки HP равной 2000, убивает 2 персонажей и полностью восстанавливает свое здоровье… убежать от него нельзя.

Роботы – тут все обстоит лучшим образом. Ибо разработчики видимо поняли, что игроки тряслись о HP этих машинок, из-за того, что бьют их неслабо, а ремонтировать их накладно, в то время как реальной помощи от них требуется раза три за игру и в строго рассчитанных на то местах. Забраться в робота теперь нельзя во время боя, как впрочем и выбраться из него. Им отведена особая роль в игровом процессе. Проработаны и анимированы модели по сравнению с первым эпизодом просто на славу. Пусть вас не смущает, что M.O.M.O. обладает способностью эфирно влиять на роботов, не дети уже, сами поймете, что тот же Blind является выводом из строя системы наведения, а ремонт основан на нано-технологиях. Почему я заговорил об этом? Да так, на всякий случай, просто приходилось уже слышать, что это нелепо. Кроме того, ее машинка специально была разработана Вектором для этих целей. Во время боев на роботах, у вас есть возможность применять специальные (весьма зрелищные) атаки, опять же индивидуальные для каждого основного и вспомогательного пилота. Правда как ни печально, но урезана возможность любой модификации роботов. Менять вы их как в первом эпизоде вы тоже не можете. Что интересно, роботы как и персонажи, копят опыт и повышают уровни.

Экипировка - Присутствует в игре еще такая весьма сомнительная вещь, как купальные костюмы для персонажей, а сомнительность заключается в том, что когда они надеты, то прибавляют 10 процентов к очкам умений, дают вам 10-15% дополнительных повреждений и Agility+1. Думаю я не динственный человек на планете, чьему глазу приятгее смотреть на оригинальный дизайн персонажей в битве, а не на демонстрацию купальников. Впрочем вас никто и ничто не заставляет одевать их… кроме дополнительных 10% очков умений конечно. Также во втором эпизоде урезали деньги и оружие, хотя оружие было урезано из-за боевой системы. Система прокачки теперь очень гибкая, ибо игрок сам выбирает, что нужно его персонажу, а что нет, подгоняя по сути их под свою тактику ведения боя. Но это не значит, что из самого живучего персонажа, например из Ziggy, вы сделаете мага, а из М.О.М.О. бойца. Есть личностный потенциал определенных характеристик, а потому параметр EATK у М.О.М.О. всегда будет выше, нежели например у Ziggy.

Уровни – с одной стороны, видимо разработчики поняли, что бегать всю игру по одним и тем же стальным клеткам угнетает, а также иногда хочется почувствовать под ногами настоящую твердую землю, а за окном не море звезд, а облака. Во втором эпизоде специально для жаждущих природы игроков, сделали пару локаций на данную тематику, опять же напортачив с общей концепцией игры. Дело в том, что данная природная локация находится в сознании Сакуры, реальной дочери Юлии Мизрахи. Возникает вопрос – как в сознание девочки забрались представители Гнозиса, на которых игрок повсеместно натыкается? Может тоже на природу выбраться решили? Я понимаю, что блудить по пустым локациям глупо и никто бы этого делать не стал, но господа разработчики – накидали бы пару строк, объясняющих присутствие Гнозиса в сознании девушки. Опять же, Гнозис – они теперь у нас уже и разговаривать умеют и в одежды одеваются аля некроманты и Некрополя. Впрочем, нигде и не утверждалось, что они немы как рабы.
Но не все так хорошо как кажется - по той же природной локации вам предложат побродить пять раз за игру! Впрочем, обязательных только два раза, из которых один раз вам предоставят природный ландшафт летом, а во второй раз – зимой. Остались на картах и объекты, которые можно взорвать и тем самым причинить некий вред противнику. Но при строительстве карт, разработчики были очень невнимательны при расположении оных объектов, так как многие их них можно взорвать, только уже победив противника.
В основной же своей массе, уровни в игре - полнейшая халтура. Желание разработчиков растянуть прохождение игры, которое укладывается в 10 часов (без выполнения заданий) сочится буквально отовсюду. Тут вас будут ждать практически в каждой второй комнате различные лабиринты, требующие бегать туда-сюда, либо задачки на тематику «может задержим игрока еще на 20 минут?». Эту же цель разработчики поручили и такому ужасному нововведению как Задания, суть которых накинуть игре лишних 20 часов игрового времени. Впрочем, можете и не выполнять эти задания, но тогда вам придется отказаться от большей части Декодеров, самых полезных умений персонажей, и практически всех двойных атак. При таком раскладе я даже не знаю, реально ли пройти игру. Жестоко? А то! Я выполнил все задания – нелегкая эта для нервов задача, скажу я вам. Большинство заданий в своей цели затянуть прохождение, абсурдны до безумия – например беготня со станции Кукай на Милшу и обратно раз восемь при выполнении одного единственного Задания. Или беготня с Эльзы в Вектор под десяток раз для подзарядки батарейки. Да даже сама основа заданий абсурдна – в большинстве случаев, при выполнении задания, вам говорят – найди мне «что-то» и чтобы найти это, вам придется обойти все локации и переговорить со всеми людьми. Хорошо, если у вас хорошая память, ибо большинство персонажей, не дающих задания, в разговоре с ними выдают информацию, которая может помочь вам в дальнейшем. Часть заданий представлена в виде скучнейших мини-игр, суть которых опять же - не более чем, задержать игрока. К слову мини-игры подобные тем, что были в первом эпизоде, отсутствуют как класс. Вся соль заданий заключается в том, что вы не можете с самого начала игры набрать все задания и выполнять их. Они открываются постепенно, в зависимости от вашего нахождения на сюжетной линии и уже выполненных заданий. К слову – часть локаций и заданий становится доступна только после прохождения игры. Мой вам совет, если собрались выполнять их все – не треплите себе нервы и пройдите прямиков в раздел Задания на этом сайте.

Графика – все так же как и в первом эпизоде, за той лишь разницей, что все железные, матовые поверхности теперь покрыты эффектом блеска, а во время боя зрелищных эффектов ждать приходится только от Двойных ударов. Как упоминалось выше, игровая часть, связанная с Гирами, графически впечатляет. Из особых минусов хотелось бы отметить то, что по неизвестной мне причине в игре присутствуют два бага – первый похож на тот, что был в первом эпизоде, когда серьга Рубидо проходила сквозь его воротник. Здесь же, при нанесении в бою последнего удара Джином, в момент, когда он складывает на груди руки, сквозь левую торчит эфес его катаны. Второй баг был у меня в начале игры, вылечился перезапуском - во время первого прибытия домой к Удзуки, персонаж терял возможность уничтожать любые разрушаемые объекты и мог проходить сквозь них. Вылечилось это перезапуском игры.

Подводя итоги, хочу сказать, что второй эпизод достойное продолжение первого, несмотря на то, что по части игрового процесса он является халтурой, а широта сюжетного спекта сузилась до двух персонажей. Игру вытягивает не ударивший в грязь лицом сюжет, а также интересная боевая система и само собой – бои в Гирах. Вся остальная часть игрового процесса - чрезвычайно скучна.

Даты выхода и прочее:

Япония 06.24.2004
США 02.15.2005

Платформа: PlayStation 2
Жанр: JRPG
Диски: 2 DVD
Разработчик: Monolith Soft Productions
Издатель: Namco
Версии: NTSC
Рейтинг: T (Teen)
Игрок: Один
Карта памяти: 34 Кб
   

Композитор игровой музыки: Hosoe Shinji
Композитор музыки сюжетныз сцен: Yuki Kajiura
Продюсер: Hagiwara Tomohiro
ArtDirector & Movie Event Director: Takami Norihiro
3D Object Designer: Takami Hikaru
Директор проекта: Arai Kou
Сценарий: Yonesaka Norihiko

Актеры, озвучившие персонажей:
Shion Uzuki: Maeda Ai
KOS-MOS: Suzuki Mariko
chaos: Hoshi Souichiro
MOMO: Shishido Rumi
Ziggy: Ebara Masashi
Jr/Rubedo: Kawasaki Eriko
Jin Uzuki: Tanaka Hideyuki
Allen Ridgely: Hirata Hiroaki
Miyuki Itsumi: Uwakawa Megumi
Master: Gouri Daisuke
Virgil: Seki Tomokazu
Kevin Winnicot: Ishikawa Hideo
Wilhelm: Hiyama Nobuyuki
Mathews: Ishizuka Unsho
Tonny: Koyasu Takehito
   
Hammer: Matsuno Taiki
Mary Godwin: Kugimiya Rie
Shelly Godwin: Takada Yumi
100-Series Realian: Nonaka Ai
Juli Mizrahi: Shindou Naomi
Helmer: Ikeda Masaru
Canaan: Kamiya Hiroshi
Albedo: (Childhood) Urawa Megumi
Negredo: Takahashi Mikako
Citrine: Mizushiro Rena
Sakura Mizrahi: Asano Masumi
Dimitri Yuriev: Saka Osamu
Margulis: Nakada Jouji
Pellegri: Hara Eriko

Отличия Японский и Американской версий Xenosaga Episode II:
- То, что в американской версии называют U-DO Retro Virus (U.R.T.V.) в японской звучит как U Retro Virus.
- Также в американской версии слегка изменены названия Double Attack и названия предметов, к примеру если в японской версии мы имеем Scill Drug, то в американской он стал Skill Upgrade, дабы никто не подумал о пропаганде наркотиков.
- В японской версии зацензурен момент, когда Альбидо в детстве снес себе голову. В японской версии он острелил ее из пистолета, а американской снес энергитическим сгустком.
- В американской версии Папа церкви Ормуса, был переименован в Патриарха Ормуса.

Автор: Graph Vector